Свисток для фаната

 9 апреля 2018

Свисток для фаната

Через два с половиной месяца всех любителей спорта ожидает увлекательное шоу — Россия встречает чемпионат мира по футболу FIFA 2018. В играх, которые пройдут с 14 июня по 15 июля, задействованы 11 городов и 12 стадионов. Матчи примут Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Сочи, Екатеринбург, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Волгоград и Нижний Новгород. Открытие и финал турнира состоятся в московских «Лужниках». Какое отношение ко всему этому имеют белорусские милиционеры? Оказывается, самое непосредственное: десятки поездов с болельщиками пройдут по территории нашей страны, в частности по Витебской области. О том, как сотрудничают транспортная милиция и полиция двух стран и чем могут быть чреваты фан-маршруты, репортаж корреспондента «Рэспублікі». 

Зрелище не для с лабонервных

…Поезд из Санкт-Петербурга, прибывший на приграничную псковскую станцию Дно, вызвал шок у пассажиров, стоявших на перроне. Окна разбиты почти во всех вагонах, шумная и агрессивно настроенная толпа молодежи вывалилась наружу. Крики, зажженные файеры — зрелище не для слабонервных. Начальник Псковского линейного отдела МВД России на транспорте Игорь Белоусов вспоминает: состав тогда сопровождал наряд из двух сотрудников ОМОНа и патрульно-постовой службы полиции, повлиять на нарушителей спокойствия было сложно. Поэтому для стабилизации обстановки на станцию пришлось привлечь все людские ресурсы, в том числе и полицейских местного отдела внутренних дел. Оцепили состав, задержали около 20 наиболее агрессивных фанатов питерского «Зенита». Полковник полиции рассказывает, как все было:

 

— Вытащили их из общей массы людей и изолировали. Толпа болельщиков, для которых футбольный клуб арендовал целый железнодорожный состав, неконтролируемая, а поезд стоит считанные минуты… Одним словом, отработать все вагоны полностью мы не успели. Сообщили о происходящем своим белорусским коллегам и понадеялись на их компетентность.

Нынешний начальник Витебского отдела внутренних дел на транспорте Вадим Глячков в то время работал в должности первого заместителя начальника отдела. Помнит все до мельчайших подробностей. Сегодня он считает ту чрезвычайную ситуацию самым ярким образцом эффективного сотрудничества милиции и полиции приграничных регионов двух стран:

— Несколько сотен пьяных болельщиков питерского «Зенита» ехали в Минск, где их любимые футболисты должны были провести матч Лиги чемпионов против борисовского БАТЭ. Мы об этом знали, но не думали, что все будет настолько серьезно. Получив тревожный сигнал от российских коллег, тут же подняли весь личный состав. На подмогу прибыли 20 сотрудников ОМОНа. Поезд с фанатами пришел в Витебск около полудня, время стоянки — 15 минут. Заранее вместе с военными оцепили платформу, удалили оттуда всех посторонних. Приняли решение не выпускать возбужденных пассажиров из вагонов, не дать прорваться этой толпе ни в здание вокзала, ни тем более в город. Все получилось. В Витебске в российский поезд подсели наши омоновцы, которые и сопровождали фанатов до Минска. Как оказалось, усиленный наряд и соответствующая профилактическая работа возымели действие — на обратном пути те же самые российские болельщики вели себя законопослушно. 

Азарт — дело тонкое

В последние годы столь вопиющих случаев в приграничье зарегистрировано не было. Но сотрудники транспортной милиции и полиции, наученные горьким опытом, теперь уже заранее прорабатывают общий алгоритм действий в непредвиденных ситуациях. Все международные спортивные состязания — зона особенного внимания. Вне зависимости от того, проходят они в России или Беларуси. А плановый и оперативный обмен информацией о перемещении болельщиков — залог будущего спокойствия. Например, во время чемпионата мира по хоккею, который проходил в Минске в 2014 году, транспортная милиция и полиция тоже были начеку. Сопровождали все поезда международного значения. Активно придется поработать вместе и на следующем чемпионате по этому виду спорта — он пройдет в 2021 году в Беларуси и Латвии. К счастью, хоккейные болельщики всегда отличались большей дисциплинированностью, чем футбольные, — «футболистов» вообще сложно в этом плане кому-либо перещеголять. Вадим Глячков знакомит с методами работы:

— Нам приходится постоянно контролировать и сопровождать болельщиков, прибывающих на игры республиканского значения. Мы знаем расписание всех матчей и получаем информацию, какая группа болельщиков и куда намеревается двигаться в ближайшее время. Используем «эстафетный» принцип сопровождения. Например, мы ведем фанатов до Орши. Оршанцы — до границы Минской области. Там за дело уже берутся минчане. Точно так привозили к нам осенью на последний матч сезона полсотни болельщиков из Минска. Мы их встречали на вокзале, автобусами подвозили к стадиону и доставляли обратно — прямо к поезду на столицу. Хлопотно, конечно, зато спокойно. И для нас, и для других граждан. Ведь азарт зачастую дело непредсказуемое. 

Это действительно так. Помнится, пару лет назад в Витебске болельщики, разочарованные проигрышем любимой команды, устроили бучу на проспекте Людникова прямо у стадиона ЦСК, орали, дудели, били стекла и прыгали по машинам… Градус напряжения и количество дебоширов запросто можно умножать в разы, если речь идет о громких матчах мирового значения. 

Начальник отдела показывает карту-схему: 

— Ежедневно через Витебск проходит около десятка международных поездов. Возможно, летом, в дни чемпионата, их будет на порядок больше — в общей сложности Россия планирует пустить свыше 700 дополнительных составов. Маршруты к задействованным стадионам пока прорабатываются, но уже сегодня ясно: Беларусь «объехать» не всегда получится. Больше всего ждем фанатов на направлениях Калининград — Санкт-Петербург — Москва. Через Витебск идут в Питер и поезда из Киева и Кишинева. Сколько транзитных гостей, спешащих на матчи в Россию, нам принимать? Детали станут известны в мае — в Гомеле накануне старта игр совместно с российскими силовиками планируется провести большое координационное совещание. Общая задача — обеспечить правопорядок, не допустить нарушений и преступлений в поездах.

По заданному маршруту

Время окунуться в гущу оперативной работы. Чтобы прочувствовать ее специфику, мне предлагают выйти в наряд. Дизель-поезд Витебск — Езерище. Вместе с помощником командира взвода патрульно-постовой службы транспортной милиции Вадимом Шлыком и рядовым Владиславом Рыжиковым отправляюсь по будущему «фанатовскому» маршруту. Перед выходом Вадим Глячков инструктирует новичка (то есть меня. — Авт.):

— В поездах нередко совершаются кражи, другие преступления. Приграничье этому способствует: после содеянного преступнику легче скрыться. Так что эшелоны, которые идут в сторону Российской Федерации, мы отслеживаем постоянно. Но езерищенское направление сейчас не очень популярно, для поездов регионального значения оно тупиковое. Это последняя белорусская станция, на которой международные составы не останавливаются. Поэтому по уже отработанной ранее схеме в дни чемпионата наши сотрудники будут выезжать в российский Невель (без оружия, конечно), чтобы подсаживаться и сопровождать поезда по всему ходу движения. Обеспечивать порядок. Так что ваша сегодняшняя цель — отработать «белорусскую» часть будущего маршрута, присмотреться, что к чему, оценить обстановку. Кстати, в дизелях тоже нередко путешествуют россияне, по разным причинам старающиеся избежать лишних глаз. 

Что же, задача понятна. Но, кажется, мне явно не повезло — вагоны полупустые. Кого здесь искать, если от белорусской границы до ближайшего российского райцентра — около 30 километров? Кто захочет добираться на перекладных? Делюсь своими сомнениями с «напарниками». Те улыбаются: логика правонарушителей не всегда укладывается в привычные рамки. Так что, по их мнению, рано расписываться в провале «операции». 

Итак, дизель отправляется. А вместе с ним и мы — приступаем к обходу вагонов. Один, второй… Мои «коллеги» проходят мимо явно подозрительного гражданина, заросшего щетиной. Я толкаю помощника командира взвода в бок, тот успокаивает: это железнодорожник, едет с ремонтных работ. А вот мужчина, сидящий чуть дальше, явно их клиент. Просят пассажира предъявить документы. Тот смущается, достает из кармана справку. Откуда? Куда? Вот те на… Сегодня освободился из колонии, едет домой. Я сгораю от нетерпения: почему милиционеры из трех десятков пассажиров обратили внимание именно на него? Вадим Шлык объясняет:

— Вчерашних заключенных узнать легко. Часто они одеты не по сезону, что говорит о длительном отсутствии дома. Если вы заметили, у нашего фигуранта на ногах летние туфли. Короткая стрижка и недостаток зубов еще один аргумент. Худой на вид. Татуировка на руке. Плюс пакет вместо сумки и явно испуганный взгляд. Этого достаточно, хотя специфический запах тюрьмы, например, я тоже чувствую, как минимум, за два метра.

 

Интересно… Я бы точно проверила документы у железнодорожника, а вот этого, на первый взгляд вполне аккуратного, гражданина обошла стороной. Вот что значит наметанный взгляд.

Что же, первый обход завершен, можно немножко отдохнуть. До следующей станции. 

Вадим Шлык рассказывает, как недавно сопровождал депортированного украинца до границы — такая процедура совсем не редка. Задача милиционера — доехать с нарушителем до последней белорусской станции и проконтролировать, чтобы тот не покинул вагон. А на территории соседнего государства с ним пусть разбираются представители тамошних органов внутренних дел. Я вспоминаю аналогичный случай по депортации россиянина, упрямо приезжающего, несмотря на запреты, в Шарковщинский район. Его раз за разом отвозили на границу, фотографировали у столба с российским гербом и махали ручкой. Тот делал пару шагов по российской земле и, как только сопровождающие уезжали, возвращался следом. 

В практике сопровождения пассажирских эшелонов бывало всякое. И потерявшаяся бабушка-россиянка, неведомо как заехавшая в Беларусь (к счастью, ее родственников милиция быстро нашла), и юные «зацеперы», пытавшиеся оседлать дизель на станции Лучеса, а потом бросившиеся наутек, — их догнали, опознали, родителей оштрафовали… Много проблем с забытыми вещами. Представьте себе: кто-то потерял в вагоне сразу два телевизора. В другой раз тут нашли три канистры «ничейного» спирта. Потом оброненный кошелек с 400 евро, а недавно россиянка оставила на верхней полке купе около миллиона рублей, вырученных от продажи дома в Смоленской области… Примечательно, что в случаях с деньгами пострадавших нашли, пропажи вернули. Кстати, обязательное обследование вагонов в целях поиска забытых вещей включено в должностную инструкцию сопровождающих милиционеров. 

Неудачное свидание

…Два часа в Езерище, столько же обратно. С самого северного края Беларуси мы везем в Витебск около полусотни рыбаков. Все голодные, уставшие, посиневшие от холода. С ящиками и бурами, но без большого улова. Зато довольные. Солнце на закате, в вагонах тепло. Пассажиры дремлют. К нам подсаживаются контролеры-ревизоры Марина Шараева и Анастасия Прищепова. Не скрывают: когда рядом дежурит транспортная милиция, им работается намного спокойнее. Хотя и самим девчатам, судя по всему, палец в рот не клади. Со смехом вспоминают вчерашний инцидент: узнав, что билет подорожал на 20 копеек, один из пассажиров наотрез отказался платить. Достал из кармана солидную пачку купюр, показал: деньги, мол, есть. Но платить не буду, и все тут… Пришлось оштрафовать. Довольный своей принципиальностью, заяц без проблем согласился отдать штраф, в десятки раз превышающий стоимость проезда.

Разговор, конечно, интересный, но, извините, у нас служба. Вновь идем по вагонам. На станциях аудитория пассажиров понемногу меняется. Вот Вадим Шлык прямым ходом направляется к новому пассажиру — молодому человеку в камуфляжных брюках. Парень явно растерян. Подсел в дизель-поезд, мол, в десятке километров от Езерища. Сам из Пскова, направляется якобы в гости к любимой девушке. Почему добирается с пересадками? Ему так удобнее. Милиционеры на слово не верят. Просят показать документы. Оказывается, путешественник, отправляясь за границу, паспорт с собой вообще не захватил. Имя? Фамилия? Олег Петровский. Хорошо, что не Ваня Иванов. По Вайберу сбрасываем фото в отдел. Через несколько минут запрос уже уйдет в Россию. Так что придется иностранному ухажеру с романтическим вечером повременить, как минимум, до момента установления личности. 

Итак, на сегодня наше дежурство закончено. В Витебске, передавая мнимого Петровского коллегам, сотрудники транспортной милиции объясняют: 

— Любой человек без документов — это уже подозрительно. Нам не единожды приходилось задерживать лиц, которые были объявлены Россией в розыск. Расследовать совершенные иностранными преступниками преступления — тоже. 

Криминальные будни

Начальник Витебского отдела внутренних дел на транспорте Вадим Глячков уверен: благодаря тесному сотрудничеству и круглосуточной связи с российскими коллегами в режиме онлайн удается предупредить десятки возможных преступлений. А также оперативно расследовать уже совершенные. 

Так, несколько лет назад в поезде Москва — Полоцк у пяти граждан были совершены кражи. Пропажа денег, банковских карточек и мобильных телефонов обнаружилась уже на белорусской территории. Когда всех опросили, стало понятно: преступник, скорее всего, вышел ночью в Смоленске. Там он воспользовался одной из банковских карточек — снял наличку. Благо ПИН-код был записан прямо на «пластике». Вадим Александрович рассказывает, как удалось найти транзитного преступника: 

— Мы незамедлительно позвонили смоленским коллегам, те просмотрели записи видеокамер. И установили: в банкомате деньги снимал гражданин России, действительно сошедший с этого поезда. Его задержали. 

Это только так кажется, что служба в транспортной милиции идет относительно тихо. 

Вокзалы и поезда — объекты особой стратегической важности. Постоянный поток людей, в котором очень легко затеряться, манит проходимцев всех мастей. Особенно в часы пик — праздники, чемпионаты, фестивали. В разные времена тут пытались наладить бизнес валютчики, карманники, гадалки и другие сомнительные личности. От криминального контингента постоянно приходится защищаться. Сейчас на территории витебского железнодорожного вокзала свыше 150 камер видеонаблюдения. Практически каждый уголок — на контроле, под неусыпными взглядами сотрудников дежурной части милиции. Дежурный Олег Долгий показывает:

— Вот с этой камеры мы увидели, как в ночном зале ожидания 40-летний животновод одного из пригородных хозяйств решил обыскать спящую пенсионерку. Вытянул у нее из-под ног сумку, достал мобильный телефон и аккуратно вернул сумочку на старое место. Задержали воришку быстро. Правда, телефон он уже успел продать — за 3 рубля, которые потратил на вино. А вот с помощью этой вычислили только что освободившегося из колонии преступника, который воспользовался забывчивостью студента и «прихватизировал» его ноутбук… 

Можно ли назвать криминальной хроникой безбилетный проезд отдельных пассажиров, следующих электричками из России в Беларусь? Вряд ли. Милиционеры с сочувствием относятся к неудачливым гастарбайтерам, которых, к сожалению, не так и мало. Вадим Глячков констатирует:

— Наши сотрудники нередко встречают обманутых соотечественников, вынужденных добираться домой на перекладных. Денег у них нет ни копейки. Кто-то отработал в России неофициально три месяца, кто-то — полгода. А потом наниматели просто отказали им в расчете, выгнали за порог ни с чем. Были и такие, которых ограбили по дороге. Что делать в подобном случае? Высаживать зайцев по пути? Вряд ли это будет человечно... Настраиваем на понимание своих сотрудников, просим железнодорожников идти на уступки. Особенно в тех случаях, когда видишь: человек вполне порядочный, трезвый, просто попал в экстремальную ситуацию.

 

Все это не мелочи. Это — пульс приграничья. Его нужно знать, чувствовать, предполагать. В преддверии чемпионата мира по футболу детальный анализ оперативной ситуации, как на российской, так и на белорусской железной дороге, условие обязательное. Только просчитав все плюсы и минусы, оценив угрозы и сработав на их профилактику, уверены начальник УОООБОТ МВД Беларуси полковник милиции Вадим Федотов и заместитель начальника главного управления на транспорте МВД Российской Федерации генерал-майор полиции Василий Ярцев, можно выстроить эффективный алгоритм действий.

Сделать это за месяц-два, конечно же, не получится. Вот почему кропотливая работа по подготовке к чемпионату в обеих странах ведется уже давно. Полгода назад российская делегация посетила своих белорусских коллег. Главные вопросы, которые сейчас обсуждаются на межгосударственном уровне: подготовка единой дислокации нарядов полиции ГУТ МВД России и милиции МВД Беларуси по сопровождению поездов межгосударственного сообщения, в том числе порядок формирования прогноза на поезд. То есть обмен и использование информации о перемещении лиц, ранее судимых за незаконный оборот наркотиков и оружия, поездных воров, экстремистов и другой уголовной «элиты». Теперь российские полицейские будут делиться этой информацией с нашими милиционерами, сопровождающими пассажирские эшелоны, что значительно облегчит взаимную работу во время проведения чемпионата, когда в Россию через Беларусь хлынут потоки многочисленных гостей и футбольных фанатов из Западной Европы.

Интересно, что между городами — участниками чемпионата будут курсировать и бесплатные поезда — это гарантия, озвученная Россией в заявке на проведение игр. Для бронирования места нужны билет на матч, паспорт болельщика и документ, удостоверяющий личность. Право на бесплатный проезд уже оформили десятки тысяч фанатов, около сотни поездов забронированы полностью. В Россию прибудут болельщики со всего мира, специально для них на дни чемпионата открывают безвизовый режим въезда и выезда.

Одним словом, мелочей на железной дороге даже в будни не бывает, а уж в пылу футбольного азарта работы хватит всем. Милиция приграничной Беларуси не исключение, ведь наши страны объединяют не только шпалы, но и общие задачи по борьбе с криминалом.

Елена Бегунова


При использовании материалов активная прямая гиперссылка на источник обязательна

Поделиться новостью